Спасти за 60 секунд

Только одна минута есть у диспетчеров службы спасения: 30 секунд - задать вопросы, ещё 30 - вызвать помощь.
Для них время - главный враг. Его слишком мало. Поэтому действия диспетчеров службы спасения быстры, а вопросы кратки.
Дорога каждая секунда.
2 июня. Вечер пятницы. Центральный пункт связи МЧС по Орловской области. Шумит рация, не смолкают телефоны.
За стеклянными кабинами девчата-диспетчеры. У каждой наушники с микрофоном.
Ольга Измашкина - одна из самых опытных в смене. Она - старший диспетчер. Ольга Адрова - радиотелефонист с десятилетним стажем. У Марины Аносовой опыт небольшой, но коллеги называют ее диспетчером-универсалом - подменит любого.
В одинаковой форме, за стеклом диспетчеры все равно остаются женщинами: умелый макияж, маникюр, укладка.
- У нас правило: макияж и укладка должны выдержать сутки, - смеются.
Звонки на номер «112» стекаются со всей области. За сутки дежурства их не сосчитать. Горит дом, не едет скорая, угрожает сосед, заклинило дверь, прорвало трубу, пропала собака...
Девчата молниеносно реагируют на звонки. Переговариваются короткими фразами. С рабочего места не отлучаются. Никакого чая и кофе.
Вечер пятницы - самая работа для диспетчеров. После рабочей недели народ тянется в кафе и бары. И начинается: кого обокрали, кого избили, кто заблудился... С восьми вечера до двух часов ночи - пик звонков.
23.20. Звонок принимает Ольга Адрова. Пожар на Полесской. Ольга направляет два пожарных расчета. Взгляд диспетчера серьезный, лицо напряжено. Сквозь треск рации слышны сообщения пожарных. Взгляд теплеет, появляется улыбка: пострадавших нет.
Больше всего диспетчеры боятся пожаров.
- Особенно страшно, когда в огне погибают дети. Такие сообщения воспринимаешь как личную потерю, - признается Ольга.
00.28. Пожар на Черкасской. В девятиэтажке горит квартира на втором этаже. Диспетчер направляет две машины и звонит на скорую. И на этот раз все обошлось. Есть даже повод посмеяться. Изрядно выпившие хозяева в пожаре обвинили ... шаровую молнию. Она якобы влетела в квартиру через форточку. Чего только не услышишь за смену?!
Ольга Адрова привыкла к таким небылицам. На работе хватает, так еще муж рассказывает. Он - пожарный.
Это была любовь с первой смены. Ольга только заступила на службу. После каждого дежурства Олег встречал ее с цветами. С тех пор это превратилось в семейную традицию. Как человек решительной профессии Олег с ухаживаниями не затягивал. Через год поженились.
У Ольги с Олегом двое детишек. Пятилетний Егорка надевает отцовскую каску и на игрушечной пожарной машине «выезжает» на пожар. Любит рисовать. Дяди у него - с пожарным рукавом, тети - с телефоном.
Быть женой пожарного сложно. Но и мужем диспетчера службы спасения непросто. Полно своих заморочек.
- После смены не хочется разговаривать. И чтоб никаких телефонных звонков. Домашние это знают, поэтому с расспросами не пристают и не мелькают перед глазами, - признается Ольга. Девчата-диспетчеры понимающе улыбаются.
00.50. На линии Марина Аносова. Мужчина кричит в трубку, что вызвал скорую полчаса назад, а она не едет. Диспетчер связывается со скорой. Оказалось, мужчина неправильно назвал адрес, и неотложка стоит около соседнего дома. Марина вежливо объясняет. Мужчина благодарит и извиняется.
Такие звонки часто раздаются в службе спасения.
- Люди в службу спасения звонят не от хорошей жизни. И уж точно не для того, чтобы поделиться радостью, - тихо говорит Марина.
Хотя приятные звонки бывают. С Кубани женщина благодарила за помощь сыну, большегруз которого сломался в Кромском районе.
Марина признается, что работу не оставляет за порогом дома. Не получается, даже снится иногда. Бывает, что на домашние звонки отвечает: «Служба спасения» - вылетает на автомате.
Любую ситуацию оценивает как диспетчер службы спасения. Висит баннер. Марина смотрит не на рекламу, а не шатаются ли болты.
После трех ночи звонки идут на убыль. Можно поговорить. О чем угодно, только не о работе. И не потому, что оскомину набила. Вдруг накличешь что-нибудь.
Диспетчеры службы спасения - народ суеверный. На работу ходят одной и той же дорогой. И будет лучше, если первый встречный - мужчина. Не желают друг другу спокойной ночи и удачной смены. Слишком много неожиданностей в работе.
5.43. На линии Ольга Измашкина. На Кромском шоссе из багажника легковушки выскочила курица. Разгуливает по проезжей части, кудахчет. Хозяина автомобиля нет. Ловили - не вышло. Куда курицу определить?
Что сказать на такой звонок? Можно, конечно, на суп курицу пустить, но Ольга дает телефон общества птицеводов-любителей. Вдруг курица редкой породы?
Люди звонят разные. Есть «почитатели» службы спасения. Один дедуля читает стихи, одинокая престарелая женщина жалуется, что ее травит одинокий престарелый сосед, мужчина ищет адреса приютов для животных, чтобы определить свою собаку...
Раз в месяц Ольга Измашкина устраивает день тишины и одиночества. Под марку генеральной уборки спроваживает мужа с дочкой на дачу или к родителям.
- Возвращаешься домой не в настроении и слышишь, как мои шепчутся: «Мама-горгона пришла. Двигаемся, как тени». С домашними бываю резка, - виновато вздыхает Ольга.
Это на работе она собрана и знает, что делать. Дома - та еще паникерша. Прошлой зимой загорелась машина. Растерялась, не знает, за что хвататься. Набрала 112.
Под утро голос диспетчеров заметно садится, чаще зевается, в глазах усталость. Смена подходит к концу. Дежурство обычное - не тяжелое и не легкое. Главное, без пострадавших.
Уходят диспетчеры не прощаясь. Еще одно из суеверий. Через трое суток они снова заступят на смену. Кто-то же должен давать надежду на спасение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

blogger