Бессменный дневальный

Бессменный дневальныйЕдинственная жительница Долбилово, 85-летняя Анна Царева не покинет родных мест, чтобы не пропала деревня.
Из старенького покосившегося дома с обвалившимся крыльцом выходит сгорбленная старушка.
– Чего надо? – недружелюбно поглядывая, ворчит женщина. – Опять приехали меня в город выгонять? Родилась в этих местах – здесь и помирать буду!
Ни за что на свете Анна Анисимовна не бросит деревню. Старушка уверена – судьба оставила ее одну в родных краях за старшую.
– Я и держусь-то последние лет десять только потому, что без меня здесь жизнь остановится. На тот свет мне никак нельзя – деревня умрет! – причитает Анна Царева.
Утирая набежавшую слезу кончиком платка, женщина осторожно садится на полусгнившие деревянные ступеньки, оставшиеся от некогда добротного крыльца.
Березка
Анна Царева родом из Ольгинского. Это в пяти километрах от д. Долбилово Орловского района. Женщина по сей день помнит, как много лет назад вместе с братьями под дождем бегала по лужам, спала на сеновале, тайком воровала из чугунка свежую пенку от свойского молока.
У нас дома всегда пахло скошенной травой и свежим хлебом! – с грустью вспоминает долгожительница. – Ранним утром мама выгоняла в поле скотину, растапливала печку и в огромных ведрах замешивала тесто. Семья большая была – пекли по несколько буханок, иногда и на день не хватало. Я просыпалась на запах. В сорочке садилась за стол и украдкой с корочкой хлеба в руках наблюдала, как мама возится у печи.
Эти воспоминания и радуют, и тяготят Анну Анисимовну. Радуют, потому что возвращают в беззаботное прошлое, тяготят – потому что никогда уже не повторятся.
Вовек старушка не забудет выгон, где собиралась побалагурить молодежь, молодую березку, на которой ухажером было вырезано первое в ее жизни признание в любви, и огромные красные пионы, растущие под окном ее комнаты.
Я ж деревенская!
Замуж Анна вышла рано – в 17 лет. Тогда все в девках боялись остаться, как 20 стукнет – срочно жениха искали. Светловолосая юная Анечка впервые увидела суженого за месяц до свадьбы, во время сватовства.
Раньше нас ни о чем не спрашивали. Бывало, родители договорятся меж собой, а наше дело – соглашаться! – рассказывает Анна Царева. – Мне поначалу Сашка не нравился – невысокий, кучерявый, в веснушках. А куда деваться? Против воли отца с матерью не пойдешь. Не зря говорят: стерпится слюбится. Так и вышло.
После свадьбы молодые переехали в Долбилово. Тогда деревня гремела на весь район. Больше ста домов стояло, в каждом – по большой семье. Народ дружный, веселый, работящий. Все здесь было – и школа, и детский сад, и фельдшерский пункт, и огромная ферма. Пшеница колосилась, гречиха росла, рожь спела.
Люди-то какие трудолюбивые были! – лицо Анны Анисимовны светлеет. Коров, телят, поросят, овец в каждом дворе держали, на мельнице муку мололи, хлеб пекли. Дома на века строили: крылечки высокие, окна резные, дворы огромные. Я в город никогда не рвалась, хотя была возможность переехать. Не по моему это нутру – деревенская я!
Свадебный подарок
В Долбилово Анна Анисимовна устроилась на ферму телятницей, муж пошел в трактористы. Жизнь сложная была, но интересная. Молодым дали крохотный старый домик. Через год на окраине деревни Саша построил новый – большой, просторный, светлый.
На новоселье собралась вся деревня! – тепло улыбается старушка. – Кто продукты принес, кто одежду, кто сделанные своими руками сувениры.
Два новосельных подарка Анна Анисимовна хранит до сих пор – вышитый золотыми нитями темно-зеленый платок и старинную прялку. Платок, подаренный лучшей подругой Нюрой Зиминой, бережет на смерть, а прялкой, которую подарили родители, пользуется часто – из овечьей шерсти прядет нитки. Потом носки вяжет – чтоб внучки зимой не мерзли.
Испокон веков была традиция – перед свадьбой отец дочке обязательно дарил прялку, – поясняет Анна Царева. Мне папа подарил ее после свадьбы. Нехорошая это примета после свадьбы подарки дарить. Может, потому и жизнь у меня несладкой была. Похвастаться нечем - муж выпивал, скандалил, двоих детей похоронила.
Грустно всматриваясь вдаль, старушка продолжает рассказ о былом.
Жил в те времена в Долбилово гармонист Ванька Греков. Каждый вечер на его концерты собиралась молодежь, даже из соседних деревень съезжались - кто на велосипеде, кто на тракторе, кто на телеге. Большой костер разжигали, кружком рассаживались и гомонили.
Бывало, растянет Ванюша гармонику, аж душу наизнанку выворачивает! – не сдерживает слез Анна Анисимовна. – Помню, замолчат все, да и, глядя на костер, о чем-то своем задумаются. Когда хоронили Ваню, старую гармонику вместе с ним закопали.
Сейчас на месте выгона густой осиновый лес. Одна Анна Царева и помнит, сколько всего важного и значимого случилось на этом месте. Большинство долбиловцев разъехались и умерли.
Клен лечебный
Первенец Вова в семье Царевых родился спустя три года после свадьбы, погодки Валя и Юра через пять лет.
Ребята мои разбойники были, дома не сыщешь, а вот Валюша – умница, с пяти лет по хозяйству помогала. Бог рано доченьку прибрал, 36 лет отпраздновала и умерла от лейкемии, двое деток осталось! - плачет старушка. – Годом позже Вовки не стало - погиб.
Год себе места не находила – ночами рыдала, кусок в горло не лез, сны нехорошие снились.
Есть в Долбилово огромный клен, вся деревня к нему плакаться ходила! – рассказывает Анна Царева. – Бывало, заснуть не могу, тихонько встану среди ночи, подойду к дереву, обниму ствол – легче становится. Этот клен по сей день на окраине стоит, правда, тропинки к нему нет давно.
Как известно, беда никогда не приходит одна - через год умер муж Анны Анисимовны. Молодежь к тому времени из Долбилово разъехалась, стариков дети забрали.
Остались в деревне она да подруга Нюра. Вместе грядки сажали, вместе за грибами ходили, вместе на лавочке сидели былое вспоминали.
Шесть лет назад Нюрочку мою дочка в Орел забрала! – вздыхает Анна Царева. – Как та отпиралась, как не хотела уезжать, дочка все равно заставила. Говорит: не согласишься, перестану сюда ездить. Я плакала три месяца – так душа болела!
Сын Юрий еще больше стал настаивать, чтобы мать в город перебралась.
В этой хате я столько жизни оставила, столько здесь воспоминаний похоронила, каждая вещь в прошлое возвращает! – причитает старушка. – Здесь жила, здесь и помирать буду! Сын ко мне приезжает, внуки и правнуки наведываются. Не пропаду!
Не раз звал перебраться к людям единственную жительницу Долбилово и глава Моховицкого сельского поселения Вячеслав Бухтин.
Шесть лет Аннушке квартиру берег – думал, одичает в деревне, рано или поздно сломается – переедет, рассказывает глава. Потом понял – бесполезно. Такие люди корнями прирастают к родным местам. Хоть хоромы ей давай – деревню не бросит.
И вправду, вот уже шесть лет Анна Анисимовна не поддается ни на какие уговоры твердо решила доживать век на родной земле.
Память предков
Пустые дворы, большие, добротные, но почерневшие от одиночества, брошенные хозяевами дома. Так выглядит Долбилово сегодня.
Справа от единственной в деревне дороги, на пригорке, стоят полуразрушившиеся зерносушилка и мельница. Когда-то они давали работу и хлеб всей округе. Домик Анны Анисимовны в самом конце деревни, на отшибе. Дальше, за забором, старое кладбище, а за ним начинается лес.
Здесь похоронены родные Анны Царевой.
Там только долбиловцы лежат да погибшие солдаты, задумчиво вспоминает старушка. – Раньше на этом месте пустырь был – в войну солдат похоронили, а после войны местные умерших сюда стали носить. Так и появилось кладбище.
Раньше Анна Царева на могилку к родным заходила часто, сейчас все реже – здоровье не то. До грядок кое-как доползет, а за забор давно не выходит – нет сил.
Если в город перееду – могилы и вовсе зарастут! – вздыхает бабуля. – Разве посмею их одних здесь оставить?!
Хозяйство
В избушке Анны Анисимовны сыро и прохладно. Пахнет свежими березовыми дровами и сеном. Почти посередине комнаты стоит закопченная печка, по обеим стенам две кровати с железными спинками. Из-под стола пугливо выглядывает белоснежная кошка. Сначала она вышла на голос хозяйки, а потом испуганно шмыгнула под печку.
Катюша, иди сюда, позвала старушка кошку. Не привыкла к чужим, меня знает, сына да внучек.
На большом деревянном столе лежат карамельки в пакете, недопитая заварка в потемневшей от чайного налета кружке и огромная буханка свойского черного хлеба. На окне старый радиоприемник, в углу телевизор.
Хозяйство держите?
А как же, - оживляется Анна Анисимовна. Овечка у меня, курочка с цыплятами, собака, кошка. С ними же, как с маленькими! Все сама делаю  – и кормлю, и сено кошу. Вечером вместе собираемся – Шарик с Катей в тенечке лежат, курица с цыплятами прогуливается, овечка пасется. О другой жизни я и не мечтаю.
На большом столе, застеленном льняной посеревшей от старости скатертью, стоит несколько рамок с фотографиями. С желтых с оторвавшимися краями снимков смотрят молодые и счастливые лица супругов Царевых, с цветных фото улыбаются дети и внуки. На стене в деревянных резных рамках висят большие черно-белые портреты родителей, в углу, обрамленные вышитыми полотенцами, потемневшие от времени иконы.
Старушка говорит, что жить одной в деревне не страшно. Каждую травинку она здесь знает, каждый пенек.
Выглянула как-то в окно –  две лисы ко мне из леса пришли, рассказывает последняя жительница Долбилово. Рыжие такие, красивые, пушистые. Я им еды вынесла, а они бешеные оказались. Шарика моего покусали, а пес потом меня за палец тяпнул в больнице месяц пролежала: от бешенства уколы кололи. А так здесь лис много, и зайцев прям по моей деревне бегают. Почтальонка рассказывала, будто бобров на плотине уйма, ко мне, слава богу, не наведываются.
Пару недель назад в Долбилово был буран. От сильного ветра на провода упало дерево, из-за обрыва света не стало. Электрики приехали аж через десять дней. Все дни старушка от дерева отойти боялась беспокоилась, что какой лесник или грибник пойдет, на провода наступит и убьется.
Но гостей не было. Кроме родных сюда раз в месяц приходит почтальонка, да заезжает проведать старушку глава поселения. Вот и гости все.
Венок
Несмотря на преклонный возраст, Анна Анисимовна каждый год сажает картошку, выращивает овощи. Не может оставить детей и внуков без натуральных деревенских продуктов.
Не хочется поближе к людям?
А зачем? Что мне в городе-то делать? Сын каждую неделю приезжает, все, что нужно, привозит. Да и не привыкла я к автобусам этим, к людской суете. Ничего мне в городе не надо, и город не нужен! Здесь у меня живность. А Шарик сам ко мне прибился – видать, из другой деревни убежал. Вначале я его гнала от дома. День, второй проходит - он все под крыльцом лежит. Раз накормила его, сердце не выдержало. А теперь душой к нему привязалась. И Шарик за меня горой. Вот как всегда бывает? Хозяева выбирают собаку, а не наоборот. А мой пес сам меня нашел.
Держась за покосившийся забор и прислонив руку ко лбу, Анна Анисимовна вспоминает последних жителей Долбилово:  
Вон в той сгоревшей избушке баба Груша жила, ей почти 90 лет было. Как пожар лесной случился, дети ее в город забрали. Нину Алексеевну тоже родные увезли, бабу Валю в дом престарелых забрали… Мария Захаровна на горушке жила. Хворала, старая была. Я раньше проведывала ее каждый день. Потом и она померла.
Каждый год на Троицу по старой традиции Анна Царева вьет из березовых веток венок. Вешает на забор и ждет 40 дней. Есть примета: венок завянет – последний год доживаешь, листочки свеженькие – еще поживешь. В этом году завитый Анной Анисимовной венок сильно завял.
Не хочу в это верить, но, видно, смерть ко мне близко подкралась! рассуждает старушка. – Никогда меня моя березонька не подводила – всегда листики свежие оставались. Чувствую последний этот год. А помирать не жалко, только и в деревне тогда жизнь кончится. Недавно сон видела меня из Долбилово увозят, а я смотрю на удаляющиеся дома и как будто с родиной навсегда прощаюсь. Не к добру это, неужели последний год она видит одичавшие яблоньки, которые Царевы посадили во дворе родного дома в день новоселья?
…Трудно смириться с неизбежным, вот и Анна Анисимовна верит в лучшее. До конца дней.
Бессменный дневальный

Комментариев нет:

Отправить комментарий

blogger