Формула успеха химика Ланцева

Методика учить детей «легко и без нервов»  принесла победу  в профессиональном конкурсе «Учитель года-2012» учителю химии лицея № 28.

Виктор Ланцев легко закончил школу с золотой медалью, а затем  университет с красным дипломом. Так же легко он получал музыкальное образование, добивался успехов в спорте... Талантливому человеку всё даётся легко.

Знак судьбы

Виктор читал запоем. И классическую литературу, и научную, и приключения. Уже в младших классах прочёл популярную энциклопедию по естественным наукам. Ещё хватало времени  на учёбу в музыкальной школе, на спортивное ориентирование и на футбол.  Да и в дворовых драках не отставал от других ребят.

Школьные предметы Виктору давались одинаково легко. К выпускному классу с любимым предметом так и не определился.

Тогда прошел тестирование на профориентацию. Ответил на  нескольких сотен вопросов. Умный компьютер ничего не смог посоветовать юноше. У Ланцева получилось 50 процентов за выбор ... спортивной профессии. А чтобы порекомендовать человеку какое-либо направление, надо набрать не менее 75 процентов «за».

 Другое тестирование дало более конкретный совет: «Ваши способности ориентированы на деятельность, предполагающую общение с людьми».

— С общением в коллективе у меня действительно не было никаких проблем. Но о работе педагога я тогда  даже не помышлял, — улыбается Виктор. — Родители советовали идти в школу милиции или на экономический, но на меня сильно не давили, предоставили свободу выбора, и за это родителям спасибо.

Почему я решил обратить более пристальное внимание именно на химию — не знаю. Иногда про непонятные жизненные ситуации говорят: «Так судьба распорядилась». Наверное, это мой случай.

Без нервов

После школы Виктор Ланцев отнёс документы в Орловский государственный университет. Факультет естественных наук выбрал потому, что на учителя химии его брали без экзаменов, так как он был медалистом и победителем региональной олимпиады по химии.

Просто пошёл туда, где не требовалось сдавать экзамены.

— Не хотелось лишний раз нервничать, волноваться, я этого не люблю, — смеётся Виктор. — Мне нравится жить в комфортной моральной атмосфере. Чтобы каждый день был повод радоваться жизни. Легко и без нервов. Эта установка, кстати, помогает и в работе.

— Но с детьми без нервотрёпки не обойтись?

— Да, бывают сложные случаи, но тут главное — увлечь их.  А лучший способ — быть самому увлечённым, тогда обучение пойдёт легко и без нервов.

Разговор прервала девятиклассница. Она робко вошла в класс — как оказалось, сдавать зачёт по какой-то сложной теме. За правильные ответы на три вопроса ученик Ланцева получает пятёрку. Два ответа — четвёрка. Девочка ответила правильно на два вопроса и тихо сказала: «Виктор Леонидович, мне хватит четвёрки». Но учитель отправил её подготовиться ещё.

— Зачем? Может, девочка не чувствует в себе сил тянуть на высший балл и довольна четвёркой?

— Нет, — возразил Виктор. — Это очень способная ученица, и я знаю, что она может получить заслуженную пятёрку. Ей просто чуть-чуть не хватает усидчивости.

Изомеры и радикалы

Урок химии  в 9-м «Б» классе. Школьная доска исписана химическими формулами.

Ланцев удивляет ребят способностью складывать и умножать трёхзначные цифры в уме быстрее калькулятора.

—Откуда такая способность? — интересуюсь. В ответ пожимает плечами:

— Не знаю. Может быть, потому, что иногда было лень искать калькулятор, и я считал в уме. Натренировался. В этом нет ничего особенного. И у вас, уверен, получится, если придумаете свой алгоритм счёта. Это легко!

Белое пятно биохимии

Похоже, Ланцеву тесновато быть в роли школьного учителя. В одно время Виктор проходил практику в МГУ на химфаке. Здесь способного студента заметил известный профессор и предложил после университета продолжить учёбу  в аспирантуре под его руководством.

Но когда Виктор заканчивал институт, в стране случился кризис, и профессор уехал за границу. Виктор от мечты заниматься научной деятельностью не отказался. Продолжил обучение в аспирантуре Орловского государственного университета по специальности «Физиология и биохимия растений».

Он взялся за изучение цитоскелета растительной клетки на примере картофеля. Что  это  такое и какая от этого польза? Непонятно. Зато понятно, почему Виктор выбрал именно такую тему. Клетка — основа любой жизни, а талантливому пытливому человеку всегда хочется докопаться до самой основы, а не скользить на поверхности.

Тема, как сказал Виктор, практически не изучена, белое пятно биохимии. И этот факт особенно подогревает интерес молодого педагога.

Родители

Родители Ланцева — обычные люди с обыкновенными профессиями. Мама — инженер, папа — слесарь. Виктор не помнит, чтобы они у него когда-нибудь проверяли уроки или заставляли делать домашнее задание. В этом не было необходимости. Мама даже на родительские собрания редко ходила, потому как про её сына говорили всегда только хорошо. Для многих родителей это  недостижимая роскошь.

— Виктор,  не было  давления со стороны родителей, не было принуждения,  но вы отлично учились, вы успешны. Значит, успех  зависит только от природных данных человека и собственного желания развиваться? — спрашиваю у Виктора.

— Конечно, способности, данные от природы, имеют большое значение. Если их нет, то и развивать нечего. Но всё-таки очень многое идёт из семьи.

Меня не приходилось заставлять учиться, но ещё до школы мама со мной часто  занималась. Не заставляла, а предлагала, увлекала. У нас всегда было много детских книг —  интересных и ярких. Мне читали, учили буквам, рассказывали сказки, пели песни, отвечали на мои «почему?», а не отмахивались.

Но если семья «заряжена» на бездумную жизнь:  равнодушие к своему ребёнку,  лежание у телевизора — то ничего не поможет, ни детский сад, ни школа. Если только произойдёт какой-то исключительный случай.

Так что чаще общайтесь со своими детьми, рассказывайте им что-нибудь интересное из истории, физики, географии, астрономии... Если нет своего запаса знаний, купите детскую красочную энциклопедию. Кстати, и для себя узнаете много нового.

Наша справка:

Виктор Леонидович Ланцев

Родился: 6 марта 1987 года в  Орле.

Образование: В 2005 году окончил школу № 20 и поступил в ОГУ на факультет естественных наук. С 2011 года работает в лицее № 28.

Профессиональные достижения: В мае 2011 года стал победителем Всероссийского конкурса учителей физики, химии, математики и биологии Фонда «Династия» в номинации «Молодой учитель». В 2012 стал победителем областного конкурса «Учитель года - 2012». Разработанная им авторская программа элективного курса «Информационные ресурсы по химии для старших классов»  успешно апробирована и используется во многих школах.

Увлечения: Музыка, рыбалка, книги.

Семья: Жена Юлия — студентка, сын Максим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

blogger