Борьба с африканской чумой свиней лишает орловских крестьян подворья

Еще в октябре прошлого года на Орловщине объявили карантин по африканской чуме свиней. Глав муниципалитетов обязали выявлять предпринимателей, которые закупают свиней и забивают их на личных подворьях. Действительно, кто лучше глав знает, в чьем дворе действуют «любительские» убойные цехи?

Раньше думай о холдингах

В феврале четыре несанкционированные убойные площадки обнаружили в трех сельских поселениях Ливенского района.

Других сообщений по области за все время карантина не было. Странно! Неужели в области нет перекупщиков скота? Ведь эта категория предпринимателей успешно работает еще с 90-х годов. Слабо верится, что перекупщики под страхом распространения чумы перестали закупать свинину: не будут они терять доход и клиента. Почему же главы муниципалитетов молчат о деятельности частных заготовителей, несмотря на угрозу вируса?

Вообще-то, африканская чума свиней известна в России с 1970 года. И вот что интересно — 40 лет, пока основой свиноводства были хозяйства населения, «чумной африканский» вирус мирно спал. О существовании вируса знали только сотрудники ветслужб.

Может, и были вспышки болезни, но, судя по всему, специалисты с ними умело боролись. До широкой общественности сведения об африканской чуме свиней не доходили. Узнали все об этом заболевании тогда, когда в стране построили множество свинокомплексов.

Закупкам — «нет!»

Давление на селян похоже на устранение крупным бизнесом конкурентов с сельхозрынка. Ведь сокращение поголовья свиней в хозяйствах населения создает благоприятные условия на рынке свинины для крупных свинокомплексов.

— У нас правила по усилению контроля за содержанием свиней временные — на период действия карантина по африканской чуме свиней, — объясняет замначальника областного ветуправления Виталий Сиротин. — Кроме того, мы переориентируем селян на другие виды скота. А забивать даже одно животное, согласно инструкции, нужно на специализированных бойнях, где есть ветеринарный контроль.

Правила, может быть, и временные, однако сооружения, защищающие от чумы, надо ставить капитальные. Что касается убоя, так будьте любезны, объясните, где находится зарегистрированная бойня. Ориентировка на другие виды скота — слабое утешение. Что же теперь свиней не держать совсем? Тем более что забивать на бойне надо любое животное, а не только свиней. И не только предпринимателю, но и крестьянину, который хочет продать мясо на рынке без посредника.

Крестьянин может везти мясо на торговый рыночный прилавок только после убоя скота на аттестованной бойне. С таким раскладом между деревней и городом бойня становится новым посредником.

Ливенцы, когда им запретили забой свиней на подпольных бойнях, вряд ли прекратили закупку скота. Наверняка забивают теперь свиней где-нибудь по посадкам. А ведь даже в Украине, где ветправила принимали под давлением ВТО, разрешается бить до пяти голов скота в день «вне бойни, имеющей эксплуатационное разрешение и зарегистрированной ветеринарной службой».

Возможно, для безопасности продукции подпольные бойни как раз надо легализовать. А предпринимателей заставить сделать спецплощадки и контролировать убой, как того требует ветзаконодательство, а не запрещать им работать. Пусть будет хотя бы как в Украине: крестьянин сам выращивает и легально бьёт скот, включая поросят, на своем подворье. Тогда домашней свининки мы не лишимся.

Старший государственный инспектор районного отдела Россельхознадзора г. Ливны Алексей Агарков:

В декабре прошлого года вышло областное постановление по усилению контроля за содержанием свиней. В нем отдельной строкой прописано, что забивать свиней для реализации можно только на спецплощадках, где есть ветконтроль. Нарушение правил убоя — это распространение инфекционных заболеваний, опасных не только для животных, но и для людей.

Директор ЗАО «Славянское» Верховского района депутат облсовета Дмитрий Пониткин:

Считаю, что под видом борьбы с африканской чумой свиней лоббируются интересы крупных свинокомплексов. Крестьяне , как бы на законном основании, вытесняются с рынка.

Фермер депутат облсовета Татьяна Ерохина:

В своем хозяйстве мы перестали держать свиней, потому что не выдержали конкуренции со свинокомплексами.

Справка

Африканская чума свиней начала распространяться около двух лет назад из Краснодарского края. И в этом регионе с высокой концентрацией свинокомплексов рассадником заразы определили крестьянские подворья. Частникам в Краснодарском крае, во избежание угрозы распространения заболевания на комплексы, свиней держать запретили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

blogger