Советы психолога для выпускников и их родителей

28 мая выпускники школ приступят к сдаче единых государственных экзаменов (ЕГЭ). О том, что необходимо учесть старшеклассникам и их родителям, чтобы в погоне за высокими баллами не растратить свое здоровье, нашему корреспонденту рассказал Антон Сорин, кандидат психологических наук, детский психолог, работающий с детьми и подростками в знаменитом московском Психологическом центре на Волхонке.

Антон Сорин - сам бывший выпускник, а ныне - преподаватель МГУ, он преподает на психологическом факультете и работает в приемной комиссии одного из самых престижных вузов страны. И ему не понаслышке известны переживания экзаменующихся.
- Антон, многие родители откровенно ругают ЕГЭ, потому что якобы знания у школьников не повышаются, а здоровья этот экзамен отнимает много. А вы как психолог и преподаватель вуза как относитесь к единому государственному экзамену?
- Однозначно судить о ЕГЭ пока нельзя. В России он был введен три года назад, и еще не окончили вузы те дети, которые сдавали его первыми.
Сегодня есть лишь эпизодические исследования, направленные на то, чтобы проверить, является ли ЕГЭ показателем того, насколько успешно будет молодой человек успевать в вузе. И эти исследования действительно показывают, что высокий бал по ЕГЭ связан с лучшей успеваемостью в институте или университете. Однако не менее объективным показателем может служить и средний балл выпускного аттестата. Также ЕГЭ не дает никакого представления о том, интересует ли ребенка тот или иной предмет. А вот дети, участвующие в предметных олимпиадах, которые дают возможность поступить в тот или иной вуз альтернативным путем, гораздо более активно интересуются учебой и конкретной дисциплиной. Но заставить «пинками» сдавать ЕГЭ можно, а пойти на олимпиаду - нет.
- Но ведь родительские «пинки» могут привести и к негативным последствиям. Например, к суицидам среди подростков, которые попросту не выдерживают напряжения - физического и психологического.
- Только ЕГЭ не может привести к самоубийству подростка, это совершенно точно. Лет двадцать назад (а тогда ни Интернета, ни ЕГЭ еще не было) Россия вышла на первое место по подростковым суицидам - и до сих пор, к сожалению, уверенно держит эти позиции. Но с введением в России ЕГЭ суицидов в нашей стране больше не стало. Подростки могут бросать фразы типа: «Не хочу жить, потому что мне нужно сдавать ЕГЭ!». Но это потому, что они тревожные и очень заражены нездоровым ажиотажем вокруг этого экзамена. Подчеркиваю: только из-за ЕГЭ никто не будет шагать из окна.
- Но почему ЕГЭ превращают в «страшилку»?
- Вокруг ЕГЭ на самом деле искусственно производится много шума. И на этом фоне часто проигрывается «черный» сценарий: подростковые суициды, расшатанная нервная система выпускников... Но важно помнить: не так страшен черт, как его малюют. Подобным испытаниям учеников подвергали всегда - еще со времен Древнего Китая. ЕГЭ в России - достаточно гуманный вариант оценки знаний и усилий. История полна более жесткими школьными испытаниями. Например, еще в прошлом веке в Германии было восемь типов школ, они классифицировались по типу кастового общества - от школы для рабочих до гимназии, ориентированной на последующее поступление в университет. Первый серьезный экзамен дети сдавали уже в четвертом классе. И если в свои десять лет ученик гимназии плохо сдавал экзамен, он отправлялся в школу для рабочих и у него уже не было никаких шансов вернуться обратно. Или противоположный пример: в США до недавнего времени не было вообще никаких экзаменов, первую систему аттестации в школах ввел Джордж Буш-младший лет восемь назад. Учеба без экзаменов привела к тому, что еще в 80-х среднеуспевающий десятиклассник обычной московской школы по своим знаниям опережал студента американского колледжа. ЕГЭ - это лишь испытание. И относиться к нему нужно так же, как к любому другому жизненному этапу - к свадьбе, к рождению ребенка и даже к Новому году. Не нужно делать катастрофы из того, что ЕГЭ можно «провалить». Даже если это и случится - его можно пересдать в своей же школе в следующем учебном году или при поступлении в вуз. Конечно, это будет сложнее, но такая возможность есть.
- А как должны вести себя родители выпускников?
- Родители должны сохранять спокойствие. Если они подливают масла в огонь разговорами о том, что сдать ЕГЭ сложно и даже невозможно, они сами отнимают у своего ребенка некоторое количество баллов. Почему-то иные мамы и папы искренне полагают, если их ребенок сдаст ЕГЭ не на отлично, то наступит конец света! Родители должны раз и навсегда уяснить: ребенок - это бизнес-проект, который не приносит прибыли. Не надо решать за него, на какой балл сдать ЕГЭ, в какой вуз поступать, кем быть в дальнейшем. ЕГЭ выпускник сдает не для мамы и папы и не для любимого деда, кандидата наук, а только для себя. Никогда не возлагайте на ваше чадо больших надежд, иначе крах неизбежен. И факторов, которые могут повлиять на это, бесконечно много. Единственные правильные слова, которые могут сказать родители своему ребенку накануне экзаменов: «Ты сдашь их на столько, на сколько подготовишься». И не надо сходить с ума! Если вы можете обеспечить детям занятия с репетитором - обеспечьте. Можете купить книги по подготовке к ЕГЭ - купите. Остальное сделают не ваши деньги или связи, а только усилия вашего ребенка, его собственное движение к цели. Есть дети, одаренные от природы, но и им, чтобы достичь результата и закрепить его, требуется приложить немало усилий. Но не надо делать планку сдачи ЕГЭ недосягаемой. Бывает, что родители начинают за несколько лет до экзаменов «накручивать» детей и себя: «Неаккуратно наш Миша выводит закорючки в прописях - значит, плохо сдаст ЕГЭ!». Воспитывать детей через призму ЕГЭ нельзя.
- А чем могут помочь школьные учителя?
- Педагоги не должны обсуждать при абитуриентах минусы ЕГЭ. Все разговоры о том, что наша система образования никуда не годная, что ответы на экзамене можно купить через Интернет и так далее, не должны просачиваться за стены учительской. Все эти пересуды губительны для детей: они теряются в этом потоке противоречивой информации и за месяц-два до экзамена эмоционально «выгорают». Их мучают пустота и безысходность.
И уж, конечно, учитель ни в коем случае не должен говорить ребятам что-то наподобие: «Сдашь плохо ЕГЭ - забудь о дальнейшей успешной жизни!». Повторяю, это всего лишь экзамен, и даже если он будет сдан не очень хорошо, жизнь продолжится.
- Выпускникам часто советуют «взять себя в руки». А как это сделать практически?
- Несмотря на свою юность и неопытность, старшеклассник должен постараться по-взрослому оценить ситуацию. Тщательно отфильтровать всю информацию, которая льется на него отовсюду - из уст учителей и родителей, с телеэкрана, из Интернета, радиоприемника, газет. Ему нужно поговорить с теми, кто уже сдавал ЕГЭ, подробнее расспросить, что собой представляет эта процедура, как проходят экзамены в конкретной школе, каковы могут быть последствия успешной и неуспешной сдачи экзаменов. Выяснив это, надо четко увидеть цель: сдать экзамены - и двигаться к ней со здоровым прагматизмом. Но относиться именно спокойно, а не наплевательски. Ведь подобные ЕГЭ испытания будут случаться в жизни постоянно - в вузе будут сессии, а если вы захотите, например, водить автомобиль, должны будете сдать экзамен на управление им.
- Как молодому человеку сконцентрироваться непосредственно перед экзаменом?
- Паниковать перед самым экзаменом из-за того, что ты ничего не знаешь, бессмысленно. Нужно было учиться тогда, когда для этого было время. Два курса школьной программы - русский язык и математика - являются инструментальными, их нужно изучать из года в год и оперировать ими в других дисциплинах. Остальные - ознакомительные курсы. При большом желании за один учебный год можно познакомиться со всеми школьными предметами, и нет такого ученика, который бы это не осилил. Тут помогут консультации с учителями, занятия с репетиторами.
- А что должен делать абитуриент накануне экзамена?
- Снять нервное напряжение можно старыми добрыми способами. Это может быть все, что принято в вашей семье, среди друзей. Кто-то ходит в церковь, кто-то в ночь перед экзаменом высовывается из окна с криком «Халява, ловись!», кто-то кладет в носки пятаки, надевает в день экзамена определенную рубашку или галстук, берет с собой какие-то амулеты или любимую мягкую игрушку. Этого не нужно бояться как какого-то мистического действия - это сугубо психологическое мероприятие, которое очень хорошо снимает напряжение и дает уверенность.
Прямо перед экзаменом не надо ничего учить. Как говорят, «перед смертью не надышишься». Из двух ассоциаций крепче та, что сформировалась раньше. Новый материал накануне экзамена попросту не усвоится. Другое дело, что многие читают материал не для того, чтобы запомнить, а чтобы снять тревогу. Это действительно помогает. Но, чтобы не терять время, попытайтесь упорядочить выученное - напишите тезисный план, сделайте шпаргалки, это хороший способ кратко изложить информацию. Пользоваться шпаргалками на экзамене не нужно, пусть они просто будут, это также добавит уверенности.
Очень важно за сутки до экзамена не принимать никаких химических веществ - валерьяны, других успокоительных таблеток. Как эта химия сыграет на мозговых процессах в условиях предэкзаменационных переживаний, предсказать невозможно. Лучше с вечера все спокойно спланировать, к утру значимого дня приготовить все заранее - от костюма до мелочей, которые вы возьмете с собой: учебник, ручки, карандаши, носовой платок и так далее.
Если на нервной почве в предэкзаменационную ночь вы не можете уснуть, не надо «успокаиваться» перед телевизором или монитором компьютера, нужно спокойно лежать с закрытыми глазами, это тоже отдых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

blogger